Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми начальной школы в рамках проектно-исследовательской деятельности: достижения, перспективы

Начальная школа – это стартовая ступень образования. Старт формирования нового поколения России. Именно здесь закладывается фундамент компетентностной личности. Очень важно, с какими компетенциями выйдет молодое поколение в жизнь.

Если оттолкнуться от ФГОС общего начального образования, то сегодня наиболее актуально решение следующих задач:

1. Воспитание активной познавательной личности;

2. Развитие личности ребенка, его творческих способностей;

3. Формирование интереса к учению через освоение опыта активных видов учебной деятельности. Для реализации этих задач считаю необходимым создание научно-исследовательской образовательной модели для высокомотивированных и одарённых детей, которая обеспечит высокое качество образования через становление ключевых компетенций.

По мнению психологов, благоприятным возрастным периодом для включения детей в исследовательскую деятельность является младший школьный возраст.

За годы многолетней педагогической деятельности сложилась своя система работы с одарёнными детьми, создана собственная модель исследовательской деятельности и спроектирован ее результат. Для меня, педагога с многолетним стажем, очень важно научить ребёнка мыслить, творить и не только распознать интеллектуально- творческий потенциал каждого ребёнка, но и успеть развить его в младшем школьном возрасте. Могу сказать одно, что в специальном развитии нуждается интеллектуально- творческий потенциал всех детей.

В рамках организации внеурочной деятельности (в течение 4 лет) по научно-исследовательскому направлению у обучающихся класса формируется готовность и способность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию. Программа реализуется в рамках гимназического обучения и основана на элементах развивающего обучения с учётом развития обучающихся класса. Такое обучение сохраняет индивидуальность каждого ребенка, развивает интерес к предмету, развивает способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся оригинальностью мышления.

Познакомимся с моделью, которая содержит следующие конструкты:

направление исследовательской деятельности – гуманитарное, естественно-математическое, историко-краеведческое, социально-психологическое и страноведческое;

виды исследовательской деятельности

по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);

по месту проведения (урочные и внеурочные);

по времени проведения (долговременные и краткосрочные);

форма занятий, позволяющих представить результаты исследований;

возможности УМК;

результаты исследовательской деятельности (ИД), которые включают в себя образовательные продукты и формирование общих учебных действий в рамках ИД.

Модель проецирует формирование двух ключевых компетенций:

1. Исследовательская компетенция – ученик ориентированный на активный поиск информации, имеющий навык самостоятельного движения в информационном пространстве.

2. Творческая компетенция – ученик – созидатель, творец, а созидательная деятельность, это деятельность, в результате которой появляется что-либо новое и оригинальное.

Считаю, что сформированные ключевые компетенции рассматриваются, как ключ к формированию универсального качества КРЕАТИВНОГО человека (креативность понимается как способность к творчеству, к нестандартным способам решения задач, способность к открытию нового и созданию уникального продукта).

Что же мы называем исследовательской деятельностью учащихся? ИДУ – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебные исследования.

Обратимся к опыту работы.

Рассмотрим наглядно гуманитарное направление исследовательской деятельности.

Стало традицией в рамках уроков русского языка, литературного чтения, предметных кружков проводить клубные занятия знатоков русского языка «Хочу рассказать о слове». Лучшие работы представляю на гимназическую конференцию и региональный творческий конкурс знатоков русского языка «Радуга слова». Такая исследовательская работа мобилизует не только знаниевые основы, заложенные в процессе обучения русскому языку, но активизирует навыки самостоятельной деятельности в сфере научного исследования, развивает креативные способности учащихся и навыки презентации своего творчества. Интересны работы победителей гимназической конференции: Шевченко Матвея, Козлова Прохора, Казанцевой Даши.

Инновационные программы и учебники, по которым я работаю- ориентируют учителя на практическое использование словарей в учебном процессе.

На протяжении нескольких лет веду продуктивную исследовательскую работу по созданию школьного этимологического словаря. В процессе работы с высокомотивированными и одарёнными детьми создан единый творческий, не побоюсь сказать, научный коллектив учащихся, работающий над общей проблемой «Этимология слова». Результатом такой деятельности стал широко используемый образовательный продукт – «Школьный этимолого-орфографический словарь русского языка с иллюстрациями».

Следующее направление исследовательской деятельности – естественно-математическое. Детская экспериментирование заключается в том, что при помощи несложных опытов можно объяснить суть многих явлений и процессов. Метод экспериментирования можно использовать не только для объяснений на уроках окружающего мира явлений живой и неживой природы, но и для формирования умений измерять величину, времени.</*p>

Перейдем к историко-краеведческому направлению. Развитию интереса к истории родины, формирования патриотического отношения к своей малой родине, изучению семейной истории, воспитанию любви к родителям, близким способствует творческие проектно-исследовательские работы. Для итоговой оценки метапредметных результатов выпускников начальной школы гимназии в прошлом учебном году проводился практико-ориентированный коллективный проект с элементами поисковой деятельности, целью которого стала проверка сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий. В рамках технологии системно- деятельностного подхода проходила подготовка и защита групповых проектов «Культурное наследие России. Наши знаменитые земляки». Эта тема прозвучала в историческом контексте изучения родного края, Саратовской губернии. Ребята пришли к общему выводу: таланты знаменитых земляков составляют истинную гордость Саратовской земли.

Результатом информационного проекта 4а класса по теме «Культурное наследие России. Наши знаменитые земляки» стал образовательный продукт в форме презентаций «Творческое наследие А.Г. Шнитке, Л.А. Кассиля, А.А. Мыльникова». Были оформлены стенгазеты по данной тематике, содержательные презентации для распространения среди обучающихся начальных классов гимназии, разнообразные плакаты по следующим тематикам: «Художники-земляки», «Герои ХХ века, прославившие Саратовскую область», «Спортсмены-земляки» и «Музыканты-земляки». Изучая жизнь и творчество знаменитых земляков, прославивших родной край, ребята испытывали чувство гордости, патриотизма, желание сохранить и приумножить культурное наследие Саратовской земли. Выпускники начальной школы смогли самостоятельно сформулировать цель и задачи своей деятельности, распределить роли внутри группы, осуществить самоконтроль и взаимоконтроль в группах, направляли друг друга, сумели представить результаты своей деятельности в виде красочных плакатов, высказывать свое мнение, защитить презентацию, ответить на вопросы одноклассников и гостей по данной теме.

В ходе самостоятельной групповой деятельности дети показали хороший уровень знаний по многим предметам и одновременно расширили кругозор по окружающему миру (раздел краеведение), литературе, русскому языку, информатике, тем самым, подтверждая способность самостоятельно находить необходимую информацию в тексте учебника, в Интернете и умения применять их в новой ситуации.

Социально-психологическое направление ИД позволяет ребятам под руководством психолога и педагогов вести волонтерское движение, представлять на конференции исследовательские проекты. Членами НОУ был отмечен исследовательский проект учащихся «Как справляться с немогучками». Это мотивирует детей к самопознанию, познанию других людей, пробуждает интерес к внутреннему миру человека, учит принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации, обеспечивает появления у ребят потребности в саморазвитии. В ходе ИД ребята не только участвуют в ролевых играх, но и сами их придумывают.

Нужно ли заниматься исследовательской деятельностью в начальной школе? Несомненно. Анализ работы по данному направлению подтверждает активное участие моих обучающихся в олимпиадах, марафонах, конференциях, конкурсах и смотрах знаний различного уровня. Отмечу, что проектно-исследовательская деятельность выходит за рамки образовательной программы. На протяжении 20 лет в гимназии работает НОУ обучающихся. Интересные исследовательские проекты имеют право представлять и обучающиеся начальных классов. Учащиеся моего класса защищают не только индивидуальные, но и коллективные исследовательские проекты.

Реализуемая мною программа «Введение в научно-исследовательскую работу» позволяет ребятам творчески развиваться по интересам и в индивидуальном темпе, а психологический комфорт даёт шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность.

Учитель начальных классов

МОУ«Гимназия №8» г. Энгельса

Ушакова Галина Иосифовна

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Пролистать наверх